«Абстракция. Жизнь внутри холста». С. Куприянов Если бы 100 лет назад не придумали абстракционизм, Абстракция Идя навстречу многочисленным пожеланиям друзей, любителей современного искусства, знакомых, коллег по творческому цеху – искусству, а именно, абстракции, я начинаю писать эту книгу. Неудивительно, что эта мысль зародилась в думах многих искусствоведов и художников – написать книгу об абстрактном искусстве в современной России. Сначала я хотел целенаправленно осветить все искусство с периода 1900 года до наших дней. Но потом понял, что есть уже не мало статей, книг этого художественного направления и я взял период с 2000 года по наши дни. Когда появились ежегодные выставки абстрактного искусства, когда образовалась секция абстрактного искусства ТСХР. Мне показалось, что самое новое, самое свежее, интересно для публики. Ни в коем случае не забывая предшественников в области искусства абстракции – их видение, опыт, суждения, выводы. Как я стал художником? О, это удивительное событие, мой читатель. Это чудо. Это Божественное веление. Я, который никогда не занимался живописью, не знал, что это такое. Никогда не рисовал, интересовался живописью не более как зритель. Хотя в детстве я собирал из газет картинки Кукрыниксов, клеил их в тетради, с наслаждением показывал их друзьям и сам иногда дорисовывал фрагменты их картин. В юношеском возрасте хотел поступать в Ленинградскую Художественную Академию. С 15 до 19 лет ежедневно ходил в библиотеку и изучал творчество великих художников Тогда и понял, что я буду писать картины, но боялся даже об этом думать. Увлечение искусством прошло незаметно. Дальше моя жизнь была подчинена бизнесу и еще раз бизнесу. Но вот однажды произошло удивительное событие. Первые сутки не могу ни есть, ни спать, вторые сутки не могу есть. Неделю – не ем, не сплю. Я подумал, что я заболел. Но чувствовал себя прекрасно, несмотря, что не спал, не ел. И, вдруг, тихий внутренний голос: «Бери кисть, краски, холсты и начинай писать картины!» Я был ошарашен, как это я, который никогда в жизни даже не рисовал (кроме школьных уроков рисования), буду писать картины на холстах. Да нет, это бред. Не может быть…Но все же….. На следующий день я поехал в магазин «Художник» на Крымский вал. Захожу, смотрю, спрашиваю, что надо, чтобы написать картину на холсте. Мне все объяснили. Я набрал кучу холстов, краски, кисти, лаки и т.д. Принес все домой. Поставил перед собой холст, выдавил краски на палитру. Взял кисть…..и, о! удивительно! Рука сама стала писать какие то формы, пятна, линии. Необъяснимым образом цвет дополнил эту какофонию на холсте – точки, кругляшки, какие то необыкновенные формы…Я за какие то три дня написал сразу 10 больших холстов. И полилась песня красок и форм. Удивительно, я одновременно легко написал сразу несколько натюрмортов, пейзажей. Они мне показались настолько простыми….На самом деле я выбрал самые сложные работы Ван Гога, Коровина, Левитана, Моне и т.д. Но это было уже под руководством прекрасного педагога живописи Николаевой Евгении Николаевны. Вот такие забавные и удивительные события произошли со мной в 21 веке. Процесс создания произведений абстрактного искусства состоит в отвлечении от действительности, мысленном отбрасывании житейских проблем, освобождении и внутренней свободы. Художник начинает работать мысленными образами на белом холсте, концентрируя свои чувства в виде линий, пятен, форм и т.п. Можно ли это назвать спонтанностью в живописи? – отчасти. Все равно процесс обдумывания присутствует, присутствует замысел, но тоже в отвлеченной степени. Художник – абстракционист в отличии от простого художника, думает во много раз больше. Абстракция - это движение мысли, рой мыслей и эмоций, имеющих свой алгоритм и динамику неопознанного. Художник, пишущий абстракцию, чист как ребенок. Когда я впервые увидел картины Пабло Пикассо, я очень испугался и боялся смотреть на них. С годами я понял, что Пабло Пикассо писал картины как пишут, как делают это дети. Вот попробуйте сравнить детские работы и работы Пабло Пикассо и вы удивитесь, как они похожи. Понаблюдайте как много абстракции в природе, в разрезе камня до облаков на небе, а когда вы смотрите на воду в реке и видите водоросли – вот где многообразие абстракции, замерзшие льдинки на стекле, снег, дождь, капли и т.п. – лучший художник на земле и на небе – это Бог. Мы лишь подобие Божье. Вот прищурьте глаза и все превратиться в абстракцию. Познавательный эффект абстракции вызывает многообразие ассоциативных образов, фантазий, исследований. Зритель ищет в каждой абстракции что то свое, независимое от других. Вкладывая смысл в слово «Абстракция», большинство людей воспринимают это как отвлеченность, расплывчатость, многозначность, взрыв человеческой фантазии, всплеск человеческий эмоций и т.д. Наблюдая на наших выставках «Абстрактного искусства» за реакцией зрителя, я невольно задавал себе вопрос, что зритель чувствует, ощущает, что он и как воспринимает, нравятся ему работы абстракции и почему. Почему зритель приходит и смотрит на абстракции, что им движет, что они хотят. На часть моих вопросов отвечают картины великих мастеров: Кандинского, Малевича, Полока, Горки, Клее и т.д. Точнее, зритель воспринимает мастеров абстракционизма, давая ту или иную характеристику творчества выше перечисленных художников. Неподготовленный зритель не ходит на выставки абстрактного искусства, ему это не интересно.
Зритель любопытный, современный, стремящийся обогатить свою палитру восприятия и эмоций – это наш зритель. Абстракцию сравнивают с джазовой импровизацией. Она звучит в каждой профессиональной работе абстракциониста, в каждом мазке, линии, пятне….. Уходя от основной темы (мелодии), превращаясь в какофонию звуков на холсте. В свое время В. Кандинский – великий экспериментатор написал свою собственную оперу «Желтый звук», которую создал как образец воплощения абстрактного искусства в музыке. Задаю себе новый вопрос. Не манипулирую ли я своими абстрактными работами зрителя, не увожу ли я его из реальности в область фантазии и креатива, в область чувственных восприятий. В область эмоциональных потрясений? И надо ли это делать? Может супер реальные картины нужнее зрителю? Может это необходимо ему? Ну почему же люди ходят на выставки Абстракционизма? Значит это интересно им.Значит многообразие в искусстве влечет их, как и разнообразие в природе: солнце, земля, вода, огонь, воздух, небо и т.д. – стихии и абстрактность и конкретность. Когда я начал изучать теорию абстракционизма, я вывел себе четыре правила, что и как зритель воспринимает, глядя на абстракцию.
Виды абстракции в живописи
Специалисты по изучению абстрактного искусства выявили несколько течений абстракционизма:
Абстракционизм легко вошел в современное прикладное искусство, мебель, ткани, одежду, оформление интерьеров, дизайн. Понаблюдайте сами, и вы удивитесь, как много предметов имеет свойство абстракции. Если даже взять классические произведения живописи, все равно на холсте есть элементы абстракции. Наблюдая на выставках абстрактного искусства за детьми, которые приходят с родителями. Дети, в отличие от взрослых, не задают вопрос, что здесь изображено. Дети сразу видели и понимали, что изображено. Удивительно! Но это так. Вот приведите ребенка на выставку абстракционизма и вы откроете для себя многое. Вы увидите, как обогатится ваша палитра восприятий живописи цвета, линий, формы и т.д. Не случайно Марк Ротко (Марк Роткович – русский художник, создатель нового направления «Живопись цветового поля») умышленно имитировал рисунки детей, наслаждаясь чистотой детского сознания.
Абстракция на крыльях бабочки Осознание процесса написания абстракции сокрыт «в коконе бабочки», еще не ведом художнику, начинающему работу над произведением. Но вот первый мазок на белое полотно и полилась мелодия в виде пятен, линий, форм, точек и т.д. неутомимой энергией нового и неоткрытого, словно полет бабочки. Бесчувственных абстракций не бывает. Но как же художник выразит на холсте гнев, радость, смятение, доброту, лиричность, жестокость и т.д.? И выражает ли художник на самом деле свои чувства? Думаю - да, но не всегда. В большей степени здесь присутствует категория неосознанности. Кто-то говорит – необходимо включить логику. Какая логика в абстракции?!!!. Большое сомнение. Вот – антилогика, ДА!! Чем антилогична написанная абстракция, тем она привлекательней. Что же в большей степени характерно для абстрактного искусства? В первую очередь – это внутреннее состояние художника, его культура, его течение мыслей, образов. Второе – неосознанность. Художник до конца не осознает что произведет на этом холсте. Третье – креативность, фантазия. Четвертое – исполнительское мастерство. Давайте, все - таки более детально рассмотрим выше сказанное. Современное абстрактное искусство можно виртуально представить как четыре стороны черного квадрата Малевича:
Абстракция - Качество свободы. Абстракция - Качество креатива. Абстракция - Качество креатива можно определить 3-4 категориями. Первое, новизна. Новое всегда привлекает, завораживает, возмущает, отвергается или приживается. Это было и будет всегда. Второе, легкость восприятия зрителем работы художника. Целостность произведения меняется. Можно заново смотреть, изучать живопись художника – абстракциониста. Третье, вызов положительных или отрицательных ассоциаций, эмоций, заставляет думать зрителя, анализировать, сопоставлять, выражать свои мысли о произведении. Четвертое, зрительное ощущение цвета, форма, пятен, линий живописи и т.д. Абстракция – Качество исполнения
Абстракция – Качество времени
Анонимный диалог идеального зрителя Часто публика, которая ходит на наши выставки, задает себе вопрос – а что изображено на этом холсте? Я невольно вспоминаю слова великого Федерико Феллини: «О чем этот фильм? – этот вопрос задавали мэтру и ответ: «Знал бы, о чем, написал бы роман». Вот краски сбились на холсте, Как удивительно в сознании. Абстрактное произведение требует предварительного размышления. Западный зритель, в отличии от нашего, идя на выставку обязательно заглянет в Интернет, прочтет информацию о художественном стиле, информацию о художнике и т.д. Он хочет, именно хочет, быть подготовленным, а не случайным посетителем. Любопытство – не порок, а категория культуры человека, его образованности, его интеллекта. Да есть такие картины, которые несут отрицательные эмоции. Эмоции зла, не добра, эмоции опустошенности, безысходности. Такие художники переживают так остро ту действительность, которая их окружает, те эмоции, которые они выплескивают на холст. Какие картины, такая и душа, говорят художники. Может быть! Может быть?
Встреча с Давидом Ру Встречи с Давидом Ру (как маленькие праздники) происходили в его мастерской, умело обставленной мебелью, картинами, висящими на стенах и стоящих на полу. Большая комната для гостей, где стоят два дивана и кресло, два стола для работы, где уютно расположились компьютеры. В углу – стереосистема, из которой постоянно на небольшой громкости лилась музыка в стиле джаз. Казалось бы, все обыденно, как должна выглядеть мастерская, но то чувство, которое возникло у меня, когда я впервые переступил порог мастерской было незабываемо. Чувство восторга, творческой свободы, необычные картины классической живописи и в особенности - абстракционизм. Вторая комната, где Давид работает была уставлена большими картинами. Картины были повсюду – в углах, вдоль стен (как он умудряется работать на таком маленьком пространстве – задал я сам себе вопрос). Одна стена была приспособлена для работы и была так забрызгана краской, что превратилась в отдельную абстракцию. Третья комната сверху донизу была заполнена картинами разных размеров (меня распирало любопытство – хотя бы одним глазком взглянуть на картины). Давид умышленно, маленькими порциями показывал свои работы, хотя это было редко. В мастерской почти всегда были люди, было много встреч, разговоров об искусстве, художниках, планах секции. Однажды, когда в мастерской было много художников, Давид сказал: «Вот мы – художники – абстракционисты. Но скоро придет художник, который возьмет лучшее от нас и создаст такие шедевры, которые затмят нас». Я чуть не вскочил с места и не закричал: «это же я, я!!! Неужели вы не узнаете меня! Это Я! Я возьму лучшее и создам шедевры!» Но прошло всего как две недели после вступления меня в ТСХР, в секцию абстракции. Я, как молодой член секции, постеснялся это сделать. Но, что же у меня есть цель, есть план в голове – стать лучшим. Ура!!!! Вперед!!!! Прошел год. Мой моно спектакль с Давидом Ру, т.е мои взаимоотношения с Давидом претерпели все фазы драматургии от хорошего к плохому, от плохого к хорошему и т.д. Мы осторожно приглядывались друг к другу, осознавали, мирились с нашими трудными характерами, я с ним, он со мной. Притирались. Много общались. Горячую кавказскую натуру Давид всегда сглаживал истинно русской добротой, доверчивостью и любовью не только ко мне, но и к другим членам секции абстрактного искусства. И в этом я ему признателен. Он, конечно, болезненно реагировал на наши выходки, членов секции, в том числе и мои, но благодаря мудрости, которая ему присуща, он прощал всем все и всегда. Для него важнее было, что человек пишет, какие произведения он создает, как он растет, как он зреет. Непостижимым образом, словно нюх у собаки, он находит талантливых художников – абстракционистов. Как это ему удается? Я по сей день не могу понять. Как он мог объединить таких разных художников, таких талантов и гениев абстракции? Любой художник нашей секции легко пишет натюрморты, пейзажи и даже портреты. Не умея этого, нечего делать в абстракции (Давид Ру когда принимал нас в секцию абстрактного искусства, смотрел обязательно классику). Я, как художник – абстракционист, постоянно пишу и пейзажи, и натюрморты, и портреты. Это необходимо, это дает постоянный рост в абстрактном искусстве. Я нахожу новое через классическое искусство и воплощаю это на холсте. Абстрактное искусство очень увлекает, завораживает, дает колоссальную энергию жизни, веры, надежды, любви.
Геомагнитные поля картин Давида Ру Геомагнитные поля картин Давида Ру завораживают своей палитрой, плавной передачей цвета, неудержимой энергией написанных произведений. Необыкновенная работа «Предчувствие» как точно выражено это состояние предчувствия светлого, радостного, необычного. Давид нам не говорил названия, но мы сами почувствовали, что это именно «Предчувствие».
Первый человек был художником Статья Ньюмена, написанная в 1947г. «Первый человек был художником» («The first man was an artist») и в ряде других статей приводит узкое исследование о возникновении живописи древнего человека. Абстрактное мышление, заложенное в разум человека Всевышним, зримо отражено в наскальных рисунках. Квинтэссенцией эссе Пита Мондриана (1920г.) «Природная реальность и абстрактная реальность» (Mondrian P. «Natural reality and abstract reality») является, что вся природа в своем микромире состоит из реальных абстракций. Я специально поднял самые первые источники по исследованию абстракционизма 20 века, хотя эта тема была близка во времена Платона. Здесь было бы уместно привести те слова, которые говорили великие художники – абстракционисты середины 20-го века. Которые сделали великолепный вклад в мировое искусство: Сергей Шаршун (1988-1975г.г.) Сергей Шаршун Андрей Ланской Сергей Поляков Николай де Сталь Неисчерпаемым источником Российского абстракционизма является и будет являться народное творчество всех национальностей, которые населяют Россию (игрушки, лубок, орнаменты, узоры, деревянная скульптура). Издревле, сказочные персонажи, легенд, мифы, былины, рассказы, сказки были и остаются нашим интеллектуальным богатством. Нет ни в одной западной сказке таких абстрактных слов, как «Иди туда, не знаю куда», «Найди то, не знаю что», т.е абстрактные действия, я уже не говорю о мышлении.
Микромир – абстракции Меня с детства интересовали живопись и наука. Сегодня. Когда есть Интернет, эта кладезь идей, замыслов, информации. В детстве на уроках ботаники мы при помощи микроскопа рассматривали структуру клеток луковицы, снимали пленку с луковицы, вот тогда то и открылся предо мной микромир фантастических абстракций. Молекулы, атомы, клетки, вирусы, микроклетки, структура дерева, молекул молока, воды, земли и т.д.. все состоит из абстракции, которую создал Бог.
Девизы абстракции
|
Развлечение:
Поцелуй абстракции - это любовь, гонимая мыслью. С. Куприянов |
|
|||||